История школы

ЛЕТОПИСЬШКОЛЫ.


Зданиепервой школы находилось в деревянном доме, сейчас в нем находится отделение связи.

В1957 году в селе Верхний Жиримоткрывается восьмилетняя школа в большом
деревянном здании. Находилась школа в центре села . В ней обучались дети из близлежащих сел Барыкино-Ключи, Хандагатай, Барыкино и Харитоново. Так как детей было много и основное здание школы всех не вмещало, то на территории школы появились дома-классы, а также были построены дома-интернат для проживания детей из сел. Отопление школы было печное .

учиться дальше и среднее образование ездили получать в село Тарбагатай . В 1967 годуна территории села Верхний Жирим началось строительство новой средней школы, но ее строительство затягивалось и кто знает не будь директором школы Терентий Андреевич, сколько бы времени она строилась. Благодаря его настойчивости, его большими усилиями в селе была построена кирпичная двухэтажная школа-десятилетка. И лишь в 1971 годув красивом здании была открыта средняя школа. Мучения учеников и родителей закончились. Среднее образование стало возможным получать, не уезжая из дома.

Директорамишколы были:

БыковТерентий Андреевичработал директором до 1974года;

ЕлаевТерентий Баламжеевич —1974-1975г.г.;

ПашининВасилий Степанович —1976 -1980г.r;

ТрифоноваНадежда Сергеевна -1981-1983г.г.; 1985год;

АсташоваМария Устиновна -1984год;

ПокацкийСергей Владимирович —1986-1988г.г.;

КитаеваИрина Павловна -1989год;

АсташоваМария Устиновна-1990-2017г.г.

Котляревская Елена Леонтьевна -2017год и по настоящее время.


Однимиз важнейших слагаемых здорового образа жизни, особенно в школьный период, являются систематические занятия физической культурой и спортом. И поэтому

одной из составляющих физического воспитания в школе является внеклассная спортивная

и физкультурно-оздоровительная работа. Все больше и больше детей приходят уже с ослабленным здоровьем. Большая умственная нагрузка, загруженность детей школьной программой привело к тому, что детям не хватает движения и они устают. Гиподинамия ухудшает общее физическое состояние. В нашей школе мы выбрали три вида внеклассной работы. Это оздоровительные мероприятия, секции, физкультурнооздоровительные массовые праздники.С учетом интересов школьников в школе работает две секции: по легкой атлетике для учащихся 3-7классов и баскетбол для учащихся 8-11 классов. Оздоровительная работа в режиме учебного дня включает в себя физкульминутки на уроках, физкультпаузы, подвижные перемены, ежедневные физзарядки перед началом занятий и итогом спортивной и оздоровительной работы являются призовые места не только в районе, но и в республике.

«Работалв Верхнежиримской школе талантливый художник, фотограф, мастер на все руки, учитель изобразительного искусства и трудового обучения Юрий Михайлович Мельников.Его рисунки, фотографии печатали в газетах, картины демонстрировались на выставках. В район приезжали молодые специалисты, которые вносили много нового, интересного в жизнь села. Так, выпускники 70-х годов с.Верхний Жирим помнят учителя русского языка и литературы РегинуИосифовну Башиновуиз Литвы. Когда рано утромРегинаИосифовна подходила к школе, степенный старик — дворник прекращал свою работу, брал метлу в одну руку, другой снимал шапку и с поклоном здоровался с молодой учительницей. Она с улыбкой и поклоном отвечала ему: «В этой деревне живет интеллигентный, настоящий человек1». Также в школе работали учитель литературы Владимир Иванович Иванов,учитель английского языка Валентина Семеновна Мокрова(ныне преподает в БГУ), учитель физики Мария Васильевна Гомзякова,учитель биологии и химии ГалинаКузьминична Шункова,учитель литературы, влюбленная в поэзию Людмила Лазаревна Ткачева.Под ее руководством работал клуб ИДИС ( истинные друзья изящной словесности).

Длительное времядиректором школы трудилась отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации Асташова Мария Устиновна, имея высшую квалификационную категорию,она является победителем конкурса «Директор года — 98». Она всегда реально мыслит и действует в соответствии с требованиями жизни. Мария Устиновна отдала своему любимому делу 40 лет, имеет большой опыт работы по организации воспитательного процесса на моральноэстетических традициях семейских. Именно у Марии Устиновны появилась идея возродить в школе народные обычаи и обряды. Верхнежиримская школа первой в районе стала называться «школой народного календаря». В образовании детей возродилось все то, чего добивались в воспитании подрастающего поколения наши дедушки и бабушки. В 2001 году Мария Устиновна поделилась своим опытом работы на третьей международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные страны». Школа пользуется большим уважением у всех сельчан, потому что почти 100% учителей в школе местные, верхнежиримские и вносят большой вклад в развитие МОУ «Верхнежиримская средняя общеобразовательная школа».


Ветераныпедагогического труда:

~ Китаева Таисия Моисеевна — 1922 года рождения;
~ Клементьева Анна Семеновна — 1934 года рождения;
~ Рандина Капитолина Савельевна — 1935 года рождения;
~ Калинина Наталья Лазаревна — 1937 года рождения;
~ Девятова Мария Ивановна — 1938 года рождения;
~ Колбина Клара Петровна — 1938 года рождения;
~ Асташова Мария Устиновна — 1951 года рождения.

Школав 1992 году получила статус республиканской экспериментальной площадки с программой «Школа народного календаря». Школа народного календаря — это «школа в школе», представляющая территориальную общность людей. Основой деятельности школы являлся народный календарь семейских Забайкалья, который складывался на основе наблюдений за изменением в природе. Школа народного календаря в рамках современной воспитательной общины- это школа для всех возрастов учащихся:

Начальнаяшкола — 1 ступень. Понятие о народном календаре начиналось со
знакомства учащихся с детским народным календарем, элементами детского быта.

Неполнаясредняя школа — 2ступень. Это и есть, собственно, школа народного
календаря. Учащиеся знакомились с основными курсами «Культура и традиции
семейских», «Основы религии», «Старославянский язык» «История Бурятии», учащиеся
включались в деятельность творческих мастерских.

Средняяшкола — 3 ступень. Происходила специализация в сторону деятельности по интересам. Вводились курсы на выбор: «Народная медицина», «Народные приметы»,
«Художественная литература семейских», «Дочки-матери», «Добрый молодец».Также

учащиесявключались в работу творческих мастерских с уклоном на выбор будущей
профессии.

В1998 году наша школа стала Школой года в городе Москва.

В2006 году школа получила статус федеральной экспериментальной площадки, и в
этом же году школа защитила проект «Школа здорового будущего» и получила статус
базового для Жиримского куста. С 2006 года по сегодняшний день ведется диагностика прогнозирования здоровья учащихся совместно с работниками участковой больницы (прослеживается тесная связь с детской мед.сестрой Дорофеевой Оксаной Алексеевной), регулярно в школе проводится витаминизация . Два раза в год проводятся дни Здоровья с выходом на природу, спортивные игры на свежем воздухе, зимние прогулки по лесу, различные спортивные соревнования с привлечением родителей, организация летнего отдыха с целью оздоровления детей, туристические походы ( по достопримечательностям нашего края, соседние села и т.д)

В2007 году школа — участница конкурса «Лучшие школы России». Благодаря

комплексному проекту модернизации образования и тому, что Министерство Образования и

Науки республики Бурятия подготовило документы на конкурс регионов, Бурятия вошла в

число 21 региона-победителя. И наша школа в числе других одной из первых вошла в этот эксперимент и получила хорошую материальную поддержку . Сегодня в школе 11 кабинетов, есть лингафонный кабинет, кабинет информатики, интерактивные доски, компьютеры, учебное лабораторное оборудование для кабинетов географии, химии и биологии, библиотека, спортзал, музей, спортивная площадка (строительство ее обошлось в 250тысяч рублей). В практику работы школы активно внедряется проектно-исследовательская деятельность, у учеников повышен интерес к исследовательской деятельности, созданию индивидуальных проектов.

Школа живет в нарастающем ритме и новые условия, которые диктует сама жизнь, инициативно поддерживаются, учителя это понимают и предлагают свои проекты в области образования. Учителя Верхнежиримской школы показывают высокий уровень профессиональной подготовки, участвуя в конкурсах, в разных конференциях, семинарах .

Начальнаяшкола — 1 ступень. Понятие о народном календаре начиналось со
знакомства учащихся с детским народным календарем, элементами детского быта.

Неполнаясредняя школа — 2ступень. Это и есть, собственно, школа народного
календаря. Учащиеся знакомились с основными курсами «Культура и традиции
семейских», «Основы религии», «Старославянский язык» «История Бурятии», учащиеся
включались в деятельность творческих мастерских.

Средняяшкола — 3 ступень. Происходила специализация в сторону деятельности
по интересам. Вводились курсы на выбор: «Народная медицина», «Народные приметы»,
«Художественная литература семейских», «Дочки-матери», «Добрый молодец».Также

учащиесявключались в работу творческих мастерских с уклоном на выбор будущей
профессии. Учащиеся не только изучали свою родословную, но и признавали «Что

каждыйнарод внес и вносит свое в культурную работу человечества.

В1998 году наша школа стала Школой года в городе Москва.

В2006 году школа получила статус федеральной экспериментальной площадки, и в
этом же году школа защитила проект «Школа здорового будущего» и получила статус
базового для Жиримского куста.

Цельюпрограммы данного проекта является поиск оптимальных средств сокращения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для
формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из
главных путей в достижении успеха. Были поставлены следующие задачи:

-Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и
целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

-Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного

физическогоразвития и формирования здорового образа жизни.

-Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора
школьников в области физической культуры и спорта.

-Организация системы профилактических работ по предупреждению детского
травматизма на дорогах.

-Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Прогнозируемыйрезультат: здоровый, физически, психически, нравственно,
адекваттнооценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Работастроится по направлениям:

Здоровье:секции, мероприятия, встречи с мед.работниками (беседы по

табакокурению,наркомании,алкоголизму и т.д.), походы, волонтерское движение,
мероприятия по ОБЖ,ПДД, родительский лекторий, собрания.

Районныйконкурс «Учитель года»:


2002годБорисова Антонида Леонидовна(3 место) - первая квалификационная категория.


2006год - Дорофеева Елена Анатольевна –первая квалификационная категория.

(номинация «За сохранение традиций в сельской школе»)


2010год-Емельянова Елена Николаевна -вторая квалификационная категория. (номинация «За волю к победе»)


Созданывсе необходимые комфортные условия пребывания детей в школе

приложение№10 стр. 10). В течение сорока лет школа выпустила 696 выпускников.

Впервыев истории школы в 2002 годувыпускники Рязанов Андрейи Китаева Надеждазакончили школу с серебряной медалью, а в 2005 году Эрмиль Ирина —с
золотой медалью. В настоящее время (2010 -2011г.г.) в школе обучается 163 человека из
сел: Верхний Жирим, Барыкино-Ключи, Хандагатай и Барыкино. Подвоз учащихся
ежедневно осуществляется двумя автобусами.

Школаработает в тесном сотрудничестве с сельским Домом Культуры сельской
библиотекой, участковой больницей, сельским поселением. Налажены партнерские
отношения с реабилитационным центром с. Тарбагатай ( в школе обучается 9человек ) и
органами опеки и попечительства Чебуниной Натальей Михайловной, с инспектором
ПДН (Хорушуновой Александрой Юрьевной).

Всудьбе каждого человека есть своя Школа, которая ведет не только в страну знаний,
но и учит жизни, является истоком становления всесторонне развитого человека.

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.